Подросток, манипуляции и суицид

upl_1544879224_211345

Родители, воспитывающие  детей с помощью манипуляций на чувстве стыда, вроде бы себе упрощают сам процесс воспитания.

Но что происходит с ребенком? Он то критически мыслить не имеет. Он родителям, бабушкам и дедушкам верит. Он правда верит, что не получив хорошую отметку у МарьИванны он ребенок-плохой, а слова:

— ты не убрал кровать, смотри другие видят какой ты неряха и не будут с тобой дружить. Кто тебя такую неряху полюбит!

— смотри, мальчик просит телефон на минутку – лучше, дай свой телефон поиграть – иначе больше никогда с тобой не будут дружить детки в классе! Они подумают, что ты жадный.

— ты не помог нашей бабушке, не делаешь, что она просит. Как тебе не стыдно! Ты виноват, что бабушке обидно – вот она скажет соседке, и все соседи и другие люди не станут с тобой больше общаться! С тобой никто не будет дружить!

— ты ужасно выучил таблицу умножения! Как тебе не стыдно! Ты позоришь нашу семью! Папе стыдно за тебя! Из-за тебе о нас подумают плохо (далее варианты тех, кто же плохо подумают и к чему это приведет)…

— ты плохо себя ведешь на уроках! Не придут к тебе друзья на день рождения! Они то поймут какой ты лодырь (плохой, дебил и тд)

… РЕБЕНОК воспринимает буквально. «Записывает» в свою еще неокрепшую детскую психику. И тогда есть в голове у ребенка 1 реальность – ВСЕ, что я делаю, оценивают окружающие и если вести себя плохо «для других» — люди не будут со мной общаться, дружить, меня все бросят.

Нет опыта о том, о том, что всегда невозможно быть хорошим для кого то, наступая на свои интересы, а если например, границы других людей не нарушаются, то в общем то ребенок не обязан многое чего делать.

К чему приводит такое воспитание на манипуляциях на чувстве вины? К подростковому возрасту (примерно с 12-14 лет) в голове не включается критика слов окружающих. Ей просто нет места в голове. Подросток часто имеет заниженную самооценку, и продолжает верить в то, что надо быть хорошим, удобным, чтобы с тобой дружили и уж точно надо быть поидеальнее, не совершать ошибки – а то, что люди скажут? Тоесть в своих поступках, желаниях, мыслях он опирается не на себя, а на мнения окружающих.

Вот это «Что скажут» бывает настолько травматичным и непроживаемым для психики, в голове роятся мысли «Что подумают», «Теперь я плохая, позорная, родители не простят» и др..  И реально, в этот критический момент (например, у подростка девушки украли телефон на уроке, там нашли ее интимные фото и разослали многим в школе) подросток принимает единственное для себя решение выхода из того тупика, в котором она оказалась внутренне – это суицид.

Что скажут о таком подростке и причинах случившегося окружающие? Правильно: «Такая приличная была, слова плохого не скажешь о ней! Послушная, уважала всех. Причин для суицида же не было! Такая приличная у нее семья! И сыта и обута! И чего не хватало? Фото разослали? Ну  неприятно, но что здесь такого чтобы так переживать?

Может показаться, что тут такого? Мыслить надо позитивнее, все чепуха, все пройдет. НО. У подростка, выросшего в семье на манипуляциях, нет ресурса подумать по другому. Просто психика не знает как это сделать.

Многое я могу рассказать о таком повзрослевшем подростке, который  будет искать  любви и одобрения у партнера, прощать ему (ей) все на свете, лишь бы партнер был доволен им, и не говорил это ужасное: ты виновата, ты плохой, я тебя не люблю. Но это уже тема для другой статьи…

Что делать в таком случае, если родители заметили, что подросток плохо переносит отвержение в классе, среди сверстников, стремится любыми путями завоевать расположение компании? Я считаю, лет до 14 — к психологу могут (должны?) обратиться сами родители. А лет с 14-15,при наличии описанных затруднений — возможно родителям записать самого подростка к психологу на консультацию.