Как помочь ребенку при страхах
Страхи возникают у каждого без исключения человека планеты. Более того, страх — это нормальная реакция на события. Проблемы возникают, если страх накапливается, не получает «выхода».
Страх бывает разной интенсивности. Обучают первоначально, как обращаться со страхом родители (либо воспитывающие фигуры). Конечно тут уместно добавить термин «Эмоциональный интеллект» (ЭИ), который так популярен сегодня и который не развивали в ссср, откуда родом в большинстве своем родители нынешних детей и подростков. И им самим сложно.
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, а также способность управлять своими эмоциями.
Страхи и тревога могут накапливаться и превращаться в тупик😱 для ребенка и подростка.
Научиться осознавать – вот чем можно помочь сыну или дочери в страхах, ведь тупик возникает, когда ребёнок или подросток не знает, как обращаться с этим чувством, «опознавать» его.
Как родителям самостоятельно помочь при страхе ребенку/подростку?
📍Заметив, что у сына или дочери страх/тревога – спросите, чего именно он/она боится? Если не сможет сказать – предложите варианты:
?Не получится найти друзей?
?Ругается воспитательница/учительница?
?Будут плохие оценки? Не сдаст экзамен? (??Отмечу, что подобный страх важно проговаривать с подростком – часто за ним кроется страх не соответствовать ожиданиям родителей??).
?Опоздает на урок
?Не полюбит парень/девушка
?Не будут рады родители.
?Страх плохого поведения и наказания/крика/скандала?
?Страх что кто то обидит?
?Страх «обделаться» – реально и в переносном смысле, быть может уже был подобный опыт – тревога склонна накапливаться.
?Страх что мама/папа умрут/бросят/выгонят его самого
?Для подростка ОЧЕНЬ актуален СТРАХ БУДУЩЕГО. Это норма. Но часто этот становится внутренним опасным тупиком.
Подростки не склонные много о себе разговаривать! Это норма!Постарайтесь налаживать контакт не вопросами «в лоб», а и общаться на различные темы, важно учитывать интересы самого подростка.
📍 Далее: узнав, чего боится ребенок или подросток:
?- С ребенком нарисовать страх, расспросить про него. Если будет очень сложно ребенку, начнется сильная реакция – рекомендую обратиться к психологу.
?С подростком – обсуждайте ЧТО самое плохое случится? У меня был случай, когда подросток реально считала что самое плохое что скажет мать, если не будет сдан экзамен. Страх не того, что мать наорет/поколотит, а именно что мать не выдержит. И далее – что девушка будет виновна в смерти матери. Понадобилось время, чтобы подросток сменила угол зрения на возможные последствия и осознала, что она имеет право на ошибку.
??НА самом деле, любой человек имеет это право. Но часто родитель, который в жизни недоволен собой и своими результатами, проецирует это на ребенка и жестоко карает его за ошибки, требуя идеальности и безошибочую жизнь (которую сам не достиг родитель), провоцируя неврозы и гипертревожность у самого ребенка.
??Тревога и страхи накапливаются от череды неудач, от того, что не смог достичь.
?Акцентируйте внимание подростка НА ТОМ, что в жизни уже получилось и получАлось у него. Говорите о том, что он молодой житель планеты, и когда то все взрослые были такими как он!
?- Обучайте подростка и ребенка постарше чувствовать свое тело: 📍Что ты чувствуешь здесь и сейчас? 📍Что чувствуешь когда приходит страх?
📍Если подросток/ребенок например скажет, что тело закаменело – предложите попрыгать, поотжиматься, показать как он плавает. ??Помогите сменить акцент.
— Добавьте игру в ситуацию. .
📍Предложите подростку (и ребенку постарше) сымитировать ситуацию страха, тревожности в новых вариантах. Толстый-тонкий-громкий-тихий голос, смена позы тела, «игра в театр».
Проводите дыхательные упражнения