Подросток не хочет учиться, ленится прилагать усилия

Вопрос: У 10-летнего мальчишки нет желания учиться, вернее прилагать усилия. Хотя умный, но оочень упрямый. Притом сейчас у нас период отрицания во всем. Посещение психолога (3 очных визита) не помогли переломить ситуацию. Замечания в дневнике от учителей не влияют на него. Устали от постоянного противостояния притом бывает агрессивного. Как реагировать мне и мужу что бы не упустить ситуацию? О том что любить надо в любых его проявлениях-знаем).

Ответ: Конечно, не зная ситуацию в вашей семье, не могу сказать ничего однозначно. Я приведу научные данные  и гипотезы исходя из моего опыта работы и воспитания моих 2 подростков.

Первое что хочу отметить — лениться в подростковом возрасте нормально. Но меня насторожил бы возраст: младший подростковый. Психоэмоциональное развитие конечно индивидуально, но я бы обратила внимание на лень как симптом.

Первоначально обязательно при появлении любых симптомов я рекомендую пройти обследование — сдать общий анализ крови, мочи, кардиограмму, также возможны иные — по рекомендации вашего терапевта.

Если обследование покажет отсутствие проблем с врачебной точки зрения — анализируем далее ситуацию.

Вы пишете «не упустить ситуацию»… Что именно?

Знаете ли вы отношение сына к тому, что вам кажется отсутствием усилий? Как ему такое поведение?

Какие сложности сын ваш преодолевает каждый день? В чем у его неудобства в жизни?  Как с этим справляется?

Ситуация ведь сложилась в семье. Сопротивление у сына к чему? А что он выполняет в семье без сопротивления?

Для прояснения ситуации, спросите себя вот о чем:

  • не является ли ведущей  в воспитании сына гиперопека?  Такое случается при поздней, долгожданных родах, при наличии психотравм у родитетей в детстве. Признаки гиперопеки — ребенка вопитывают, все делая за него. Хорошим проявителем такой системы воспитания являются слова среднего подростка (15+ лет) о том, что он ничего не хочет, ничего не интересно в жизни.
  • Как подолгу в жизни подростку приходилось ждать подарки, покупки желаемого? Так я могу исследовать, как обстоит дело с тренировкой навыка справляться с разочарованием, фрустрацией. Ведь если родители с детства удовлетворяют все хотелки ребенка по первому звуку, то ребенок в школе бессознательно будет ожидать точно такой же «сбычи мечт» без усилий. А ведь в школе необходимо преодолевать трудности. Столкнувшись с нарастающим объемом знаний, трудностей, с новыми людьми, и  к примеру уходя в «ступор» при проблеме (одноклассники плохие, меня не понимают, учительница много задает, так как меня не любит — и тд.,) подросток начинает обвинять весь мир. Вместо того, чтобы вырабатывать стратегию как «побороться», как справиться, идти вперед, и др.  Стратегия избегания трудностей может со стороны родителей выглядеть как лень. А подросток по другому просто не умеет.  Но быть может, эта стратегия подростка принесет в жизни ему лишь пользу и это будет его способ приспособления к жизни? Однако в семье возможен следующие момент:
  • Мжет ли родитель не может прожить инаковость подростка под одной крышей? Вы пишете, что знаете — надо любить. НО! Знать — не значит принять-осознать-применять. Небольшой тест. Представьте что ваш сын вырос, ему 25 лет и он… работает в селе на свиноферме охранником… либо дворником… либо знаете, была такая вакансия в интернете: «гладить дельфинов». Что вы сейчас чувствуете? Если вы любите его так кже, как и раньше — ок, вы действительно любите вашего подростка безусловно, а не так как детей в СССР (за что-то, когда соответствовал ожиданиям родителей, учителей, партии…). Здесь я хочу добавить слова о сепарации — которая проходит уже сейчас у вас с ним: он отдельная Личность. И еще — вы правда ничего не знаете о его будущем. Никакой определенности. Никаких гарантий. Вероятно через 15 лет уже исчезнет большое количество профессий, а те что престижны сейчас — будут неактуальны (вспомните ценность профессии продавца гастронома в перестройку, современная профессия программиста уже обесценилась только за последние года 2).
  • Спросите себя — чем вам лично мешает лень сына?  Мнение учителей, жалобы? А кто они для него?  Что они о нет знают? Устаревшие методисты? Поверьте, педагог, который заинтересует подростка существует. Нарушает ли сын правила школы? Или просто не выполняет задания/ленится/не старается? Если есть нарушения порядка школы — необходимо проводить разговоры про поведение.
  • Важный момент — обязанности подростка по дому. Не о помощи по просьбе. Именно волевые усилия по выполнению обязанностей каждую неделю. Их не должно быть много. Речь только об общей территории, посуде, покупке продуктов. Не о вещах и комнате подростка! Дома подросток справляется с ленью или ему потакают?

И это часть вопросов, которые я могла бы исследовать, ища причину вашего запроса. Я никогда не рекомендую приводить подростка ко мне на консультацию без моего разговора с самими родителями. Ведь все что есть в подростке — из за родителей, но также родители ни в чем не виноваты. Я психолог могу помочь понять, почему происходит что-либо с подростком в семье, а далее при необходимости корректировать поведение, стратегии и др.

 

Оставить комментарий